«Мозаика» (ресурсы творческого развития личности)

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Мозаика»

 

 (1 год обучения)

 

Педагог дополнительного образования –

Алборова С.В.

 

Тема занятия

 

«Знакомство с русской народной песней «Коровушка»

 

Цель– познакомить обучающихся с новым музыкальным материалом.

 

Задачи:

воспитании умений и навыков в работе над техникой, решение технических учебных задач (координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков);

творческая реализация нотного текста;

развитие гармонического слуха, образного мышления, пальцевой техники;

воспитание любви к музыке.

Оборудование:

- смартфон с диктофоном и программой социальной коммуникации WhatsApp

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

2.1. Разминка

Выполнение разминки для развития игрового аппарата, правильного исполнения аккордов и звуков, мелодического звуковедения и беглости пальцев.

Упражнения для отчетливости звучания аккордов.

Упражнения на соединение аккордов в темпе в ля минор.

Упражнение на закручивание (p,i,m, аппликатура).

2.2. Актуализация базовых понятий и знаний. Информация с раскрытием темы, описанием возможности применения полученных знаний на практике. Работа над русской народной песней «Коровушка».

Ссылка на исполнение песни

Алгоритм

работы над музыкальным произведением

  1. Предварительное знакомство.

В первую очередь необходимо в общем плане познакомиться с сочинением, которое предстоит играть.

  1. Определение настроения, образа и жанра

Для того чтобы точнее определиться с характером музыкального произведения и его настроением, почувствовать какие-то жанровые черты, рекомендуется послушать запись этой музыки и узнать, как должна звучать заданная пьеса.

  1. Элементарный анализ нотного текста.

Выявление характера и настроения песни для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку: посмотреть ключи; определить тональность по ключевым знакам; посмотреть на указания темпа и размера.

  1. Анализ музыки

Знакомство со словами песни (если есть) и нотным текстом, определение тональности, темпа, размер, обращение внимания на штрихи, аппликатуру.

  1. Подробный, по фразам, разбор новой песни. 

Проигрывание пьесы с листа от начала до конца, ничего не пропуская, с ошибками, паузами, повторами и т.д.

Определение типа фактуры (способа изложения произведения), проработка деталей.  

Аппликатура и технические упражнения. Работа над ритмом, мелодией и фразировкой. Важно играть мелодию не как набор звуков, а как мелодию, то есть как последовательность осмысленных фраз, попытаться разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.

Проигрывание произведения несколько раз от начала до конца, запись на видео результата.        

  1. Заключение. Обратная связь

 

 Просмотр педагогом отчетов от обучающихся в виде видео- и аудиозаписей. Рекомендации и советы педагога детям.


 

Дополнительная общеобразовательная программа «Мозаика»

 (1 год обучения)

Педагог дополнительного образования –

Жарков С.П.

Тема занятия

«Анализ музыкального текста»

Цель:активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающихся

Задачи:

привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения;

закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения;

развить интерес обучающихся к многообразию исполнительской техники гитариста.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Подготовка к занятию.

  1. Теория

План анализа музыкального произведения

Общие сведения о произведении и его авторе:

  • полное и подробное название произведения;
  • время создания музыки (век, эпоха);
  • жанр произведения;
  • сведения о жизни и творчестве композитора;
  • основные произведения авт.

 

 Музыкально-теоретический анализ:

  • определение формы;
  • разбор музыкально-тематического материала;
  •   определение основной тональности;
  • гармонический анализ;
  • взаимосвязь фактуры с содержанием произведения.

Исполнительский анализ:

  • общий характер произведения;
  • темп;
  • динамика, фразировка, кульминация;
  • артикуляция;
  • штрихи.

 

Заключение:

  • собственное отношение к изучаемому произведению.
  1. Практическая часть

Цель педагога на данном этапе – помочь обучающимся «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала послушать музыкальное произведение В.Ерзунова «Свеча», а потом приступить к анализу.

Свеча. игра на гитаре

Задача преподавателя – вызвать интерес обучающихся к произведению, открыть новые грани его исполнения. Эмоциональное состояние будет способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

Детям предлагается представить в воображении картину горящей свечи, пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике или зажата в ладони и т.д.

Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей.

На этом этапе обучающемуся предлагается послушать пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами.

Следующий этап – анализ музыкального произведения по плану.

Биографические данные:

Виктор Алексеевич Ерзунов – гитарист, композитор, педагог.

Виктор Алексеевич родился в 1945 году в Саранске. Отец погиб на фронте. Музыкальные способности проявились рано, но возможности учиться не было. «Гитару мне подарили в день пятнадцатилетия, но целых два года она висела на стене, так как играть я не умел. Так и смотрели друг на друга – она на меня, я на нее, – вспоминает В.А. Ерзунов.

Но однажды на улице он услышал, как играют «перебором» на гитаре, и влюбился в эти звуки на всю жизнь. Играл по 10-12 часов, просто наслаждался звуками гитары. В это время были забыты друзья, улица и все остальное. Он оказался наедине с инструментом, словно в совершенно другом мире.

В 1964 году впервые открылся класс шестиструнной гитары в Государственном Музыкальном Училище, из 30 абитуриентов поступило два. В том числе и Ерзунов. Свой педагогический опыт он начал приобретать еще в студенческие годы. Сам подбирал репертуар для учеников, чтобы привить им хороший музыкальный вкус.

Учитель В. Ерзунова Б.Хлоповский рекомендовал своего лучшего ученика на преподавательскую работу, и с 1971 года Виктор Алексеевич начал работать в музыкальном училище им. Гнесиных. Помимо преподавательской работы много сил отдавал концертной деятельности. Гастролировал по Дальнему Востоку, Северу, объехал всю среднюю полосу России.

«Очень часто музыку сочиняю в расчете на конкретного исполнителя, – говорит Виктор Алексеевич. – И это не случайно. Классики гитарной музыки Фернандо Сор, Фердинанд Карулли, Мауро Джулиани писали музыку для своих учеников. Наверное, это естественное желание учителя – сделать обучение интересным. Чтобы исполняемая пьеса нравилась и в то же время была по силам. Ведь это так важно – чтобы у ребенка получалось то, к чему он стремится».

Первые пьесы, принадлежащие уже зрелому мастеру, отобранные после многолетней проверки временем, вышли в 1989 году в «Сборнике педагогического репертуара для гитары» вместе с произведениями классиков.  В произведениях Виктора Ерзунова удачно сочетаются доступность восприятия, мелодичность и удобство фактуры. Исполнительская практика показала, что пьесы Виктора Ерзунова охотно играют обучающиеся музыкальных школ, училищ и вузов.

  1. Обратная связь. Подведение итогов занятия

 

Анализ оценки достижения цели занятия по ответам обучающихся, которые они присылают, используя WhatsApp.


 

Дополнительная общеобразовательная программа «Мозаика»

 

 ( 1год обучения)

 

Педагог дополнительного образования –

Жарков С.П.

 

Тема занятия

 «Построение аккордов в простейших тональностях»

Цель: сформировать умение использовать прием игры «Баррэ».

 

Задачи:

научить приему игры «Баррэ», как основного приема игры на гитаре и средства построения любой гармонической последовательности.

развить гармонический слух, образное мышление, пальцевую технику.

воспитать любовь к музыке.

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент: подготовка к занятию.

 

  1. Тема «Построение аккордов в простейших тональностях». На занятии разбираем принцип и методы приема «Баррэ», разучиваем упражнения по освоению приема «Баррэ».

Теоретический материал:

Баррэ – это такой прием при игре аккордами, когда указательным пальцем левой руки зажимаются несколько струн одновременно. Полное баррэ – указательный палец зажимает все шесть струн, полубаррэ – меньше шести. Самые популярные аккорды на баррэ – это F и G. Они используются во многих песнях, поэтому прием баррэ очень важно научиться играть.

Любой обычный аккорд можно сыграть с помощью этого приема. Простые аккорды, как правило, играются с использованием открытых струн, а при полном баррэ все струныдолжны быть зажаты одним пальцем. Поэтому ноты со второй, третьей струн переносятся на четвертую пятую. В некоторых песнях неудобно использовать обычные аккорды, и чтобы не переноситься руку далеко по грифу, используют баррэ. Также аккорды с открытыми струнами звучат несколько иначе, чем на баррэ.

Техника игры на баррэ

Как и при игре обычными аккордами, баррэ требует аккуратности и четкости, а не силы. Типичными аккордами барре являются аккорды типа F и G. Обратите внимание, что по постановке пальцев они идентичны, различие только в том, от какого лада играть аккорд. Как же зажать указательным пальцем все струны, чтобы они при этом звонко звучали? Для этого указательный палец левой руки должен упираться в порожек лада немного боком. Постарайтесь прислонить палец к ладу как можно ближе, а потом положите его немного набок. Следует обратить внимание, чтобы сгиб фаланги пальцев не попадал на струну, он должен быть между третьей и четвертой струной. Указательный палец должен быть прямым, не сгибайте его, иначе звук будет глухим. Палец через струны должен касаться порожка лада, тогда нажим пальца будет оптимальным. Помните, что если струны звучат глухо, то ищите ошибку в выполнении приема баррэ, а не пытайся нажимать на струны еще сильнее, это не поможет. Когда вы найдете нужное положение пальца, то постарайтесь запомнить его и повторять как можно чаще, после чего сможете сменять аккорды баррэ один за другим.

  1. Практическая работа

Обучающий видеоролик.

  1. Обратная связь. Подведение итогов занятия

Анализ оценки достижения цели занятия по видеофрагментам обучающихся. Акцент на удавшиеся моменты в разучивании приема баррэ, позитивный настрой на продолжение работы по совершенствованию навыков игры на гитаре.

Сотрудники