Советы психолога

 

КАК СДЕЛАТЬ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ЭФФЕКТИВНЫМ?

 

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства, связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все, что для этого необходимо - внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах. Он поймет, что вы его слушаете и слышите.

 

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от неё.

 

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но, если присмотреться к невербальным способам выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или "на мокром месте"), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

 

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивания, кивок головой.

 

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопрос ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

 

 

ПОХВАЛА РЕБЕНКА - КАК ЭТО ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО?

 

Самое главное, что нужно запомнить о похвале - то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и в начале любого дела. Задача родителей  - создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления. Однако, перед родителями встает вопрос: "А за что и как правильно хвалить ребенка? Какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое мнение?" Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать. 

 

Ваши искренние одобрения и похвала способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и в свои возможности.

 

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли принесет какой-то позитивный результат для развития ребенка. Наоборот, такой стиль общения может только навредить, особенно, если это часто повторять.

 

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими людьми, так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать  у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

 

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

 

Это может тяжело травмировать психику ребенка и привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желание брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот, это может вызвать только чувство угнетения и обиды. 

 

Нельзя хвалить че6ресчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение у тому, что говорят взрослые.

 

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, в не за личностные качества ребенка. В противном случае, можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к проявлению неврозов и истероидных черт характера.

 

Сотрудники