«Петрушка» (кукольный театр)

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Петрушка»

 

(первый год обучения)

 

 

23.05.2020г

Тема занятия

 

«Итоговое занятие»

 

 

Ход занятия

 

  1. Подготовка рабочего места
  2. Разминка

 

- и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны головой. На счёт 1 наклон головы вперёд, на счёт 2 назад, на счёт три 3 в левую сторону, на счёт 4 в правую сторону;

- и.п. тоже. Повороты головой. На счёт 1,2 поворот головы в левую сторону, на счёт 3,4 в правую сторону;

- и.п. тоже. Круговые движения головой. На счёт 1,2,3,4 круговые движения в левую сторону. На счёт 1,2,3,4 в правую сторону;

- и.п. ноги на вместе, правую руку вверх над головой, левую руку вниз вдоль туловища. Рывки руками. На счёт 1,2 рывки руками, на счёт 3,4 смена положения рук;

- и.п. ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Рывки руками. На счёт 1,2 рывки руками перед собой, на счёт 3,4 рывки руками с отведением рук в левую сторону. На счёт 1,2 рывки руками перед собой, на счёт 3,4 рывки руками с отведением рук в правую сторону;

- и.п. ноги на ширине плеч, руки к плечам. Круговые движения плечами. На счёт 1,2,3,4 круговые движения вперёд. На счёт 1,2.3,4 круговые движения назад;

- и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны туловищем. На счёт 1 наклон туловища вперёд, на 2 назад, на 3 в левую сторону, на 4 в правую сторону;

Упражнение «Выверни лампочку» - руки максимально тянем вверх. Затем как-бы выворачиваем лампочку, то одной рукой, то другой, то обеими вместе.

Упражнение «Цветок» Обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.

Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.

Разминка для пальцев:

Упражнение «Круги» - вращаем по кругу всеми пальцами по очереди;

Упражнение «Крючок» Сцепить большой палец правой руки с большим пальцем левой руки и т.д со всеми пальцами и проговаривать:

Крепко держаться дружочки.

Не разжать нам их крючочки.

Упражнение «Шпагат» - пальцы зажать в кулак, затем открыть указательный и большой на обеих руках, соединить их и пружинить, приближая их, максимально друг-другу.

 

Разминка речевого аппарата и работа над дыханием(сидя с правильной осанкой)

 

Упражнение 1.

Делаем на раз губы трубочкой (как хобот у слоненка), на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах (как у лягушонка). 10 повторений.

Упражнение 2.

Выдвинуть губы вперед, как пятачок у поросенка. Затем «пятачком» покрутить вправо и наоборот, влево. По 5 повторений.

Упражнение 3.

Кончиком языка, имитируя действия зубной щетки, при сомкнутых губах водим круговыми движениями по верхним и нижним деснам с наружной стороны. После делаем тоже самое с внутренней стороны.

Упражнение 4.

Щечки сначала надули, потом сдули. По 10 повторений.
Упражнение 5.

Высовываем язык и скручиваем его трубочкой. 10 повторений.

Упражнение 6.

Стараемся языком достать нос и дотянуться им до подбородка.

Упражнение 7.

Подбородок двигается вправо и влево. Работать без резких движений.

Упражнение 8.

Опустить подбородок вниз, не открывая рта. Обязательно сохраняем осанку

Упражнение 8«Коровки» (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз и сквозь закрытый рот произносим звук «М». При произношении идет легкое щекотание губ.

Упражнение на дыхание

Исходное положение: лежа на спине с игрушкой на животе, делаем вдох в живот. Во время вдоха, игрушка вместе с животом немного приподнимается. Во время выдоха, живот медленно опускается. Следить, чтобы не делали резких вдохов и выдохов, а также специально не поднимали живот, за счет спины. Игрушка помогает наглядно увидеть результат.

Упражнение 9. «Коровки» (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз и сквозь закрытый рот произносим звук «М». При произношении идет легкое щекотание губ.

 

Упражнение 9. (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз. 5 повторений.

+ добавить звук "мама". 5 повторений.

+ добавить звук "мама дай". 5 повторений.

Работа над  скороговорками:

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На  траве двора.

Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

 

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно,

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать,

Так правильно и внятно чтоб было всем понятно.

 

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак перевыколпаковать.

Надо колокол перевыколоколовать.

 

Ребенок вытягивает карточку со скороговоркой и выполняет задание по выбору. Старайтесь проработать каждую скороговорку:

 

  • Работу над скороговоркой начинаем  очень медленно и с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.
  • Пробуем проговорить скороговорку, меняя громкость произношения (от громкого до шепота и наоборот). При этом можно совмещать движение и силу голоса: стоя с прямой спиной, начинаем  громко и постепенно, снижая голос, присаживаемся ниже и ниже. Надо суметь распределить силу голоса таким образом, чтобы  шепотом рассказывал, сидя на корточках. Когда начинаем с шепота, наоборот начинаем работу с положения, сидя на корточках, и вырастаем вместе с силой голоса. Самая громкая точка - стоим в полный рост.
  • Попробуем произнести скороговорку в движении шагом, меняягромкость произношения;
  • Пробуем произнести 1-ю строчку скороговорки, делая ударение на определенном слове. Например, сшит колпак не по-колпаковски. Далее: сшит колпак не по-колпаковски и т.д.
  • Пробуем произнести посредством  перчаточной куклы с разным настроением (не забываем правильно использовать руку, чтобы оживить куклу. Далее пробуем тоже уже за ширмой работать - можно заменить, например, спинкой стула).

 

  1. Игра «Общая работа»

Различные виды работ выполняют в паре (например: поднимают и переносят воображаемое бревно, тяжелую сумку; гребут «катаясь на лодке»: «пилят дрова» двуручной пилой; качают воду при помощи пожарной помпы и др. Можно предложить детям самим, что бы они придумали вид деятельности, который можно делать вместе.

 

  1. «Рассказ – картинка»

 

Сейчас мы нарисуем картину. Каждый из вас по очереди должен сказать слово или предложение, чтобы у вас получилась словесная картина. Например, один говорит слово - глагол «бежать», второй – существительное «волк» и т.д. Второй игрок (ребенок) также пробует изобразить полученное словосочетание. Включается фантазия ребенка.

 

  1. Упражнение - разминка «Зарядка» куклы»

Эти упражнения похожи на человеческую зарядку: наклоны, повороты головы и туловища, приседание. Кукла лицом повернута к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение. На – «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

 

Наклоны головы

кивок - слегка согнуть указательный палец вперед и сразу же вернуть его в прежнее положение;

наклон головы - согнуть указательный палец, на котором надета голова куклы так, чтобы она увидела «свои ноги».

 

Хлопки

на счет «раз» соединить большой и средний пальцы, на «два, три, четыре» задержать куклу в таком положении. Затем на «раз» - вернуть руки её в первоначальное положение;

это упражнение проделать с поворотом в стороны.

 

Повороты туловища

повороты. Согнуть руки куклы и слегка прижать их к туловищу куклы. Запястье поворачивать то влево, то вправо. Первой движение начинает голова, плечи, корпус;

повороты руками. Руки куклы прижаты к её туловищу. При повороте туловища куклы влево, выпрямить её левую руку. Вернувшись в исходное положение, руки, сгибаясь, прислоняются к туловищу. Так же проделать упражнение в другую сторону.

 

Наклоны туловища

сгибать запястье руки вперед, назад;

сгибать запястье руки вправо, влево.

 

Приседание

Запястье отвести назад, три счета продержать руку в такой позе, затем вернуть в исходное положение.

 

Подскоки куклы вверх на левой и правой ноге попеременно

На «и» подбросить куклу вверх; на «раз» - сгибая запястье влево, опустить куклу вниз, как бы приземляясь на левую ногу. На «и» - оттолкнувшись, приподнять куклу вверх, выпрямляя запястье. На «два» - сгибая запястье вправо.

 

Зарядку удобно проводить сидя на стуле, повернув его спинкой к себе. Она используется в качестве ширмы и позволяет видеть ошибки ребят.

 

  1. Этюды:
  2. Тащить за собой тяжелый мешок.
  3. Толкать впереди себя мячик.
  4. Подкрасться и поймать мышь.
  5. Подмести, убрать мусор.
  6. Вытереть пыль.
  7. Выкопать яму и посадить дерево.
  8. Передать корзину с яблоками или другими предметами из рук в руки.
  9. Поднять с земли яблоко.
  10. Поднять тяжелый мешок и пронести его, помочь нести тяжелый предмет друг другу.
  11. Стирать белье;
  12. Собирать грибы, ягоды, цветы.

 

Перчаточная кукла держит предмет обеими руками и может с ним уверенно обращаться. Чтобы его взять, ей надо наклониться в талии так, что бы ладошки её рук хорошо и удобно могли его взять. Если перчаточная кукла должна взять предмет одной рукой, то делают из проволоки крючки на предмете сбоку или снизу, пришивают кнопки или липучку.


 

Дополнительная общеобразовательная программа «Петрушка»

(первый год обучения)

 

 

16.05.2020г

Тема занятия

«Генеральная репетиция»

 

Ход занятия

 

  1. Подготовка рабочего места
  2. Разминка

- и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны головой. На счёт 1 наклон головы вперёд, на счёт 2 назад, на счёт три 3 в левую сторону, на счёт 4 в правую сторону;

- и.п. то же. Повороты головой. На счёт 1,2 поворот головы в левую сторону, на счёт 3,4 в правую сторону;

- и.п. то же. Круговые движения головой. На счёт 1,2,3,4 круговые движения в левую сторону. На счёт 1,2,3,4 в правую сторону;

- и.п. ноги вместе, правую руку вверх над головой, левую руку вниз вдоль туловища. Рывки руками. На счёт 1,2 рывки руками, на счёт 3,4 смена положения рук;

- и.п. ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Рывки руками. На счёт 1,2 рывки руками перед собой, на счёт 3,4 рывки руками с отведением рук в левую сторону. На счёт 1,2 рывки руками перед собой, на счёт 3,4 рывки руками с отведением рук в правую сторону;

- и.п. ноги на ширине плеч, руки к плечам. Круговые движения плечами. На счёт 1,2,3,4 круговые движения вперёд. На счёт 1,2.3,4 круговые движения назад;

- и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны туловищем. На счёт 1 наклон туловища вперёд, на 2 назад, на 3 в левую сторону, на 4 в правую сторону;

 

Упражнение «Выверни лампочку» - руки максимально тянем вверх. Затем как бы выворачиваем лампочку то одной рукой, то другой, то обеими вместе.

Упражнение «Цветок». Обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение, проговариваем: «Набухай скорей, бутон, распусти цветок, пион».

Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.

 

 

Разминка для пальцев:

Упражнение «Круги». Вращаем по кругу всеми пальцами по очереди.

Упражнение «Крючок». Сцепить большой палец правой руки с большим пальцем левой руки и т.д со всеми пальцами и проговаривать:

Крепко держаться дружочки.

Не разжать нам их крючочки.

Упражнение «Лимон»

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю –
Сок до капли выжимаю.
Всё в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.

 

Разминка речевого аппарата и работа над дыханием(сидя с правильной осанкой)

Упражнение 1.

Делаем на раз губы трубочкой (как хобот у слоненка), на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах (как у лягушонка). 10 повторений.

Упражнение 2.

Выдвинуть губы вперед, как пятачок у поросенка. Затем «пятачком» покрутить вправо и наоборот, влево. 5 повторений.

Упражнение 3.

Кончиком языка, имитируя действия зубной щетки, при сомкнутых губах водим круговыми движениями по верхним и нижним деснам с наружной стороны. После делаем тоже самое с внутренней стороны.

Упражнение 4.

Щечки сначала надули, потом сдули. 10 повторений.
Упражнение 5.

Высовываем язык и скручиваем его трубочкой. 10 повторений.

Упражнение 6.

Стараемся языком достать нос и дотянуться им до подбородка.

Упражнение 7.

Подбородок двигается вправо и влево. Работать без резких движений

Упражнение 8. «Настроение»

Бровки удивленно приподнимаются вверх, как будто удивился и произносим «ой».

Бровки опускаются вниз, как будто вот-вот заплачем. Изображаем звук плача.

Понюхать цветок и с восторженным лицом произнести «ах».

Бровки пробуем свести друг к другу, как разозлились. Пробуем рычать.

Упражнение 9. «Лыжники»

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим каждый звук: "ву", "во", "ва", "вэ", "вы", "ви". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим каждый звук: "пу", "по", "па", "пэ", "пы", "пи". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим каждый звук: "ру", "ро", "ра", "рэ", "ры", "ри". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

Упражнение 10. «Коровки» (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз и сквозь закрытый рот произносим звук «М». При произношении идет легкое щекотание губ.

Упражнение на дыхание

Исходное положение: лежа на спине с игрушкой на животе, делаем вдох в живот. Во время вдоха, игрушка вместе с животом немного приподнимается. Во время выдоха, живот медленно опускается. Следить, чтобы не делали резких вдохов и выдохов, а также специально не поднимали живот, за счет спины. Игрушка помогает наглядно увидеть результат.

Скороговорка:

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак перевыколпаковать.

Надо колокол перевыколоколовать.

  •  Работу над скороговоркой начинаем  очень медленно и с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех-же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.)
  • Пробуем проговорить скороговорку, меняя громкость произношения (от громкого до шепота и наоборот). При этом можно совмещать движение и силу голоса: стоя с прямой спиной, начинаем  громко и постепенно, снижая голос, присаживаемся ниже и ниже. Надо суметь распределить силу голоса таким образом, чтобы  шепотом рассказывал, сидя на корточках. Когда начинаем с шепота, наоборот начинаем работу с положения, сидя на корточках, и вырастаем вместе с силой голоса. Самая громкая точка - стоим в полный рост.
  • Попробуем произнести скороговоркув движении шагом, меняя громкость произношения;
  • Пробуем произнести посредством перчаточной куклы с разным настроением (не забываем правильно использовать руку, чтобы оживить куклу. Далее пробуем тоже уже за ширмой работать - можно заменить, например, спинкой стула).

 

 

 

Игра - разминка «Мартышки»

Мы веселые мартышки.
Мы играем громко смехом, (идут по кругу)
Все в ладоши хлопаем: хлоп, хлоп,
Все ногами топаем: топ, топ.
Надуваем щечки, (надули)
Скачем на ножках прыг, прыг.
И друг другу даже язычки покажем. (язычок) 
Оттопырим ушки,
Хвостики вертушки.
Пальчик поднесем ко рту. (т-с-с)
Дружно прыгнем к потолку,
Шире рот откроем
И гримасы строим  

(Дети замирают с гримасами с разным настроением. Сделать упражнение несколько раз)

 

Игра «Расскажи историю»

Игрок начинает сочинять (на любую тему историю. Если сложно, можно взять сказку известную и изменить что-нибудь. Чтобы легче было, взрослый может начать первым, тем самым задаст тему). Первый рассказывает несколько предложений и показывает параллельно в движении свой рассказ; второй продолжает начатую историю с показом и т.д. Включается фантазия ребенка (например: «Однажды солнечным ранним утром медвежонок Мишутка пошел ловить рыбу…)

 

Упражнение - разминка «Зарядка» куклы»

Эти упражнения похожи на человеческую зарядку: наклоны, повороты головы и туловища, приседание. Кукла лицом повернута к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение. На – «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

  1. Наклоны головы
  2. Кивок - слегка согнуть указательный палец вперед и сразу же вернуть его в прежнее положение;
  3. наклон головы - согнуть указательный палец, на котором надета голова куклы так, чтобы она увидела «свои ноги».
  4. Хлопки
  5. на счет «раз» соединить большой и средний пальцы, на «два, три, четыре» задержать куклу в таком положении. Затем на «раз» - вернуть руки её в первоначальное положение;
  6. это упражнение проделать с поворотом в стороны.
  7. Повороты туловища
  8. повороты. Согнуть руки куклы и слегка прижать их к туловищу куклы. Запястье поворачивать то влево, то вправо. Первой движение начинает голова, плечи, корпус;
  9. повороты руками. Руки куклы прижаты к её туловищу. При повороте туловища куклы влево, выпрямить её левую руку. Вернувшись в исходное положение, руки, сгибаясь, прислоняются к туловищу. Так же проделать упражнение в другую сторону.
  10. Наклоны туловища
  11. сгибать запястье руки вперед, назад;
  12. сгибать запястье руки вправо, влево.
  13. Приседание

Запястье отвести назад, три счета продержать руку в такой позе, затем вернуть в исходное положение.

  1. Подскоки куклы вверх на левой и правой ноге попеременно

На «и» подбросить куклу вверх; на «раз» - сгибая запястье влево, опустить куклу вниз, как бы приземляясь на левую ногу. На «и» - оттолкнувшись, приподнять куклу вверх, выпрямляя запястье. На «два» - сгибая запястье вправо.

Зарядку удобно проводить сидя на стуле, повернув его спинкой к себе. Она используется в качестве ширмы и позволяет видеть ошибки ребят.

 

Репетиция

 

Проигрывание своей роли в сказке.


 

Дополнительная общеобразовательная программа «Петрушка»

(первый год обучения)

 

 

13.05.2020г

Тема занятия

«Репетиция в декорациях»

 

Ход занятия

 

  1. Подготовка рабочего места
  2. Разминка

Упражнения для физической разминки

  • Опускаем шею вправо, затем влево, положа руку наголову, и слегка помогаем тянуть вниз;
  • Круговые вращения шеей вправо, затем влево;
  • Упражнение «Качели»сверху кидать руки вниз и назад, насколько возможно, обратно вверх (руки полностью расслаблены).
  • Упражнение «Выверни лампочку» - руки максимально тянем вверх. Затем как-бы выворачиваем лампочку, то одной рукой, то другой, то обеими вместе.
  • Упражнение «Ножницы» - руки прямые над головой, начинаем перекрещивать руки, махая ими, как ножницами, руги при этом не сгибаем.
  • Упражнение «Цветок» Обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.
  • Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.
  • Упражнение «Цветок»  - обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.
  • Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.

Разминка для пальцев:

Упражнение «Горячо» - представим, что большой палец горячий, и все по очереди пальцы соединяясь с ним, как бы отскакивают от него.

Проговариваем:

На фотографии моя семья

Вот мой папа, вот моя мама

Рядом был дед он картошку копал

Жаль что он в объектив не попал.

Упражнение «Круги» - вращаем по кругу всеми пальцами по очереди.

Упражнение «Солнышко» - поднимаем согнутые в локтях руки и то разжимаем максимально пальцы, то соединяем.

Упражнение «Шпагат» - пальцы зажать в кулак, затем открыть указательный и большой на обеих руках, соединить их и пружинить, приближая их, максимально друг-другу.

Упражнение «Веер» - загибать по очереди все пальцы.

 

Разминка речевого аппарата и работа над дыханием(сидя с правильной осанкой)

Упражнение 1.

Делаем на раз губы трубочкой (как хобот у слоненка), на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах (как у лягушонка). 10 повторений.

Упражнение 2.

Выдвинуть губы вперед, как пятачок у поросенка. Затем «пятачком» покрутить вправо и наоборот, влево. По 5 повторений.

Упражнение 3.

Кончиком языка, имитируя действия зубной щетки, при сомкнутых губах водим круговыми движениями по верхним и нижним деснам с наружной стороны. После делаем тоже самое с внутренней стороны.

Упражнение 4.

Щечки сначала надули, потом сдули. По 10 повторений.
         Упражнение 5.

Высовываем язык и скручиваем его трубочкой. 10 повторений.

Упражнение 6.

Стараемся языком достать нос и дотянуться им до подбородка.

Упражнение 7.

Подбородок двигается вправо и влево. Работать без резких движений

Упражнение 8 «Настроение»

Бровки удивленно приподнимаются вверх, как будто удивился и произносим «ой»;

Бровки опускаются вниз, как будто вот-вот заплачем. Изображаем звук плача;

Понюхать цветок и с восторженным лицом произнести «ах»;

Бровки пробуем свести друг к другу, как разозлились. Пробуем рычать.

Упражнение 8 «Лыжники»

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим каждый звук: "ву", "во", "ва", "вэ", "вы", "ви". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим каждый звук: "пу", "по", "па", "пэ", "пы", "пи". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим каждый звук: "ру", "ро", "ра", "рэ", "ры", "ри". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

Упражнение 8«Коровки» (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз и сквозь закрытый рот произносим звук «М». При произношении идет легкое щекотание губ.

Упражнение на дыхание

Исходное положение: лежа на спине с игрушкой на животе, делаем вдох в живот. Во время вдоха, игрушка вместе с животом немного приподнимается. Во время выдоха, живот медленно опускается. Следить, чтобы не делали резких вдохов и выдохов, а также специально не поднимали живот, за счет спины. Игрушка помогает наглядно увидеть результат.

Упражнение 9. «Коровки» (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз и сквозь закрытый рот произносим звук «М». При произношении идет легкое щекотание губ.

Упражнение 9. (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз. 5 повторений.

+ добавить звук "мама". 5 повторений.

+ добавить звук "мама дай". 5 повторений.

Скороговорка

Во дворе-подворье погода размокропогодилачь.

  • Работу над скороговоркой начинаем  очень медленно и с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех-же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.)
  • Пробуем проговорить скороговорку, меняя громкость произношения (от громкого до шепота и наоборот). При этом можно совмещать движение и силу голоса: стоя с прямой спиной, начинаем  громко и постепенно, снижая голос, присаживаемся ниже и ниже. Надо суметь распределить силу голоса таким образом, чтобы  шепотом рассказывал, сидя на корточках. Когда начинаем с шепота, наоборот начинаем работу с положения, сидя на корточках, и вырастаем вместе с силой голоса. Самая громкая точка - стоим в полный рост.
  • Попробуем произнести скороговоркув движении шагом, меняя громкость произношения;
  • Попробуем произнести скороговорку,прыгая на воображаемой скакалке;
  • Пробуем произнести посредством перчаточной куклы с разным настроением (не забываем правильно использовать руку, чтобы оживить куклу. Далее пробуем тоже уже за ширмой работать - можно заменить, например, спинкой стула).

 

  1. Игра «В лесу»

Игроки должны представить, что они путешествуют по лесу. Сначала идут по лесной полянке, собирают грибы и ягоды, может быть, ловят бабочек. Далее попадают в болотистую местностью, пытаются перепрыгивать с кочки на кочку. После пробираются сквозь кроны густых деревьев. После чего выходят на полянку и присаживаются, уставшие, на пенек отдохнуть. Во время отдыха они могут развести костер, пожарить грибы, попить чаю и т.д. И вдруг пошел дождь. (Включается фантазия детей. Возможно заранее сочинить свою маленькую историю или в ходе разыгрывания добавлять свое. Ребята пробуют своими действиями изобразить данную историю)

 

  1. Упражнение - разминка «Веселая зарядка» (работа с перчаточными куклами. Дети выполняют все движения, указанные в стихотворении):

 

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись

Лапки вверх, лапки в бок.

И на месте скок да скок (2 раза).

Теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы мои детишки.

 

 

  1. Репетиция. Повторение и проигрывание своих ролей.

Дополнительная общеобразовательная программа «Петрушка»

(первый год обучения)

Педагог дополнительного образования –

Смеркалова Лидия Петровна

 

05.05.2020

Тема занятия

«Репетиция с реквизитом и музыкой»

 

Ход занятия

 

  1. Подготовка рабочего места
  2. Разминка

Физическая разминка:

  • Опускаем шею вправо, затем влево, положа руку наголову, и слегка помогаем тянуть вниз;
  • Круговые вращения шеей вправо, затем влево;
  • Упражнение «Качели»сверху кидать руки вниз и назад, насколько возможно, обратно вверх (руки полностью расслаблены).
  • Упражнение «Выверни лампочку» - руки максимально тянем вверх. Затем как-бы выворачиваем лампочку, то одной рукой, то другой, то обеими вместе.
  • Упражнение «Ножницы» - руки прямые над головой, начинаем перекрещивать руки, махая ими, как ножницами, руги при этом не сгибаем.
  • Упражнение «Цветок» Обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.
  • Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.
  • Упражнение «Цветок»  - обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.
  • Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.

Разминка для пальцев:

Упражнение «Горячо» - представим, что большой палец горячий, и все по очереди пальцы соединяясь с ним, как бы отскакивают от него.

Проговариваем:

На фотографии моя семья

Вот мой папа, вот моя мама

Рядом был дед он картошку копал

Жаль что он в объектив не попал.

Упражнение «Круги» - вращаем по кругу всеми пальцами по очереди.

Упражнение «Солнышко» - поднимаем согнутые в локтях руки и то разжимаем максимально пальцы, то соединяем.

Упражнение «Шпагат» - пальцы зажать в кулак, затем открыть указательный и большой на обеих руках, соединить их и пружинить, приближая их, максимально друг-другу.

Упражнение «Веер» - загибать по очереди все пальцы.

Разминка речевого аппарата и работа над дыханием (сидя с правильной осанкой)

Речевая разминка:

Упражнение 1.

Делаем на раз губы трубочкой (как хобот у слоненка), на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах (как у лягушонка). 10 повторений.

Упражнение 2.

Выдвинуть губы вперед, как пятачок у поросенка. Затем «пятачком» покрутить вправо и наоборот, влево. По 5 повторений.

Упражнение 3.

Кончиком языка, имитируя действия зубной щетки, при сомкнутых губах водим круговыми движениями по верхним и нижним деснам с наружной стороны. После делаем тоже самое с внутренней стороны.

Упражнение 4.

Щечки сначала надули, потом сдули. По 10 повторений.
Упражнение 5.

Высовываем язык и скручиваем его трубочкой. 10 повторений.

Упражнение 6.

Стараемся языком достать нос и дотянуться им до подбородка.

Упражнение 7.

Подбородок двигается вправо и влево. Работать без резких движений

Упражнение 8. «Настроение»

Бровки удивленно приподнимаются вверх, как будто удивился и произносим «ой»;

Бровки опускаются вниз, как будто вот-вот заплачем. Изображаем звук плача;

Понюхать цветок и с восторженным лицом произнести «ах»;

Бровки пробуем свести друг к другу, как разозлились. Пробуем рычать.

Упражнение 9. «Лыжники»

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим  каждый звук: "ву", "во", "ва", "вэ", "вы", "ви". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим  каждый звук: "ну", "но", "на", "нэ", "ны", "ни". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и, приседая на на выдохе, произносим  каждый звук: "ру", "ро", "ра", "рэ", "ры", "ри". На одно приседание приходится один звук. 3 повторения.

Упражнение 10«Коровки» (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз и сквозь закрытый рот произносим звук «М». При произношении идет легкое щекотание губ.

Упражнение 11. (стоя с правильной осанкой)

Резко опустить челюсть вниз. 5 повторений.

+ добавить звук "мама". 5 повторений.

+ добавить звук "мама дай". 5 повторений.

12. Скороговорка

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно,

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать,

Так правильно и внятно чтоб было всем понятно.

  • Работу над скороговоркой начинаем  очень медленно и с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех-же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.)
  • Пробуем проговорить скороговорку, меняя громкость произношения (от громкого до шепота и наоборот). При этом можно совмещать движение и силу голоса: стоя с прямой спиной, начинаем  громко и постепенно, снижая голос, присаживаемся ниже и ниже. Надо суметь распределить силу голоса таким образом, чтобы  шепотом рассказывал, сидя на корточках. Когда начинаем с шепота, наоборот начинаем работу с положения, сидя на корточках, и вырастаем вместе с силой голоса. Самая громкая точка - стоим в полный рост.
  • Попробуем произнести скороговоркув движении шагом, меняя громкость произношения;
  • Попробуем произнести скороговорку,прыгая на воображаемой скакалке;
  • Пробуем произнести посредством перчаточной куклы с разным настроением (не забываем правильно использовать руку, чтобы оживить куклу. Далее пробуем тоже уже за ширмой  работать -  можно заменить, например, спинкой стула).

Упражнение на дыхание:

Исходное положение: лежа на спине с игрушкой на животе, делаем вдох в живот. Во время вдоха, игрушка вместе с животом немного приподнимается. Во время выдоха, живот медленно опускается. Следить, чтобы не делали резких вдохов и выдохов, а также специально не поднимали живот, за счет спины.

Упражнения на отработку правил кукловождения:

Для работы используется перчаточная кукла и ширма (вместо ширмы можно использовать спинку стула). Задача артиста – отработать движение рук, положение тела:

  • Герой собирает ягоды на поляне
  • Убегает от волка (медведя…)
  • Приветствует друга (машет рукой)
  • Заблудился в лесу
  • Ест конфету
  • Несет в руках предмет...

Можно заранее придумать темы (включается воображение ребенка). Для более продуктивной работы не забываем о настроении героев (желательно отработать разное настроение). Сначала отрабатываем без ширмы. Затем пробуем работать с ширмой, не забывая основные правила кукловождения.

  1. Игра на воображение «Угадай-ка!»

Ребенок изображает любой вид деятельности. Пробует изображать в движение, ничего не говоря. Нужно отгадать, кто он и что он делает. Надо заранее договориться о теме. Например, профессии, в школе, домашние дела и т.д. Включается фантазия ребенка. Можно предложить детям самим придумать тему игры, надписи на карточках.

  1. Репетиция 1-ого и 2-ого действия с реквизитом и музыкой.

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Петрушка»

 

(первый год обучения)

 

Педагог дополнительного образования –

Смеркалова Лидия Петровна

 

02.05.2020

Тема занятия

 

«Репетиция спектакля»

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент.Подготовка рабочего места

 

  1. Разминка
  2. Опускаем шею вправо, затем влево, положа руку наголову, и слегка помогаем тянуть вниз;
  3. Круговые вращения шеей вправо, затем влево;
  4. Упражнение «Качели»сверху кидать руки вниз и назад, насколько возможно, обратно вверх (руки полностью расслаблены).
  5. Упражнение «Выверни лампочку» - руки максимально тянем вверх. Затем как-бы выворачиваем лампочку, то одной рукой, то другой, то обеими вместе.
  6. Упражнение «Ножницы» - руки прямые над головой, начинаем перекрещивать руки, махая ими, как ножницами, руги при этом не сгибаем.
  7. Упражнение «Цветок» Обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение, проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.
  8. Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.
  9. Упражнение «Цветок»обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение, проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.
  10. Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.

 

  1. Разминка для пальцев:
  2. Упражнение «Горячо» - представим, что большой палец горячий, и все по очереди пальцы соединяясь с ним, как бы отскакивают от него.
  3. Проговариваем:
  4. На фотографии моя семья
  5. Вот мой папа, вот моя мама
  6. Рядом был дед он картошку копал
  7. Жаль что он в объектив не попал.
  8. Упражнение «Круги» - вращаем по кругу всеми пальцами по очереди.
  9. Упражнение «Солнышко» - поднимаем согнутые в локтях руки и то разжимаем максимально пальцы, то соединяем.
  10. Упражнение «Шпагат» - пальцы зажать в кулак, затем открыть указательный и большой на обеих руках, соединить их и пружинить, приближая их, максимально друг к другу.
  11. Упражнение «Веер» - загибаем по очереди все пальцы.

 

  1. Разминка речевого аппарата и работа над дыханием(сидя с правильной осанкой)
  2. Упражнение 1. Делаем на раз губы трубочкой (как хобот у слоненка), на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах (как у лягушонка). 10 повторений.
  3. Упражнение 2. Выдвинуть губы вперед, как пятачок у поросенка. Затем «пятачком» покрутить вправо и наоборот, влево. По 5 повторений.
  4. Упражнение 3. Кончиком языка, имитируя действия зубной щетки, при сомкнутых губах водим круговыми движениями по верхним и нижним деснам с наружной стороны. После делаем тоже самое с внутренней стороны.
  5. Упражнение 4. Щечки сначала надули, потом сдули. По 10 повторений.
    Упражнение 5. Высовываем язык и скручиваем его трубочкой. 10 повторений.
  6. Упражнение 6. Стараемся языком достать нос и дотянуться им до подбородка.
  7. Упражнение 7. Подбородок двигается вправо и влево. Работать без резких движений
  8. Упражнение 8. «Настроение». Бровки удивленно приподнимаются вверх, как будто удивился и произносим «ой». Бровки опускаются вниз, как будто вот-вот заплачем. Изображаем звук плача.  Понюхать цветок и с восторженным лицом произнести «ах». Бровки пробуем свести друг к другу, как разозлились. Пробуем рычать.
  9. Упражнение на дыхание. Вдох делается под счет - 1-5. После цифры «5» задерживаем дыхание (под счет - 1-5). После цифры «5» делаем выдох. Выдох под счет - 1-5. При вдохе и выдохе стараемся сохранить осанку. При вдохе воздух направить в живот. При этом плечи остаются на месте и сохраняем осанку. Если, получается, увеличить время на вдох и выдох, пробуем увеличить время.
  10. Упражнение 9. «Коровки» (стоя с правильной осанкой). Резко опустить челюсть вниз и сквозь закрытый рот произносим звук «М». При произношении идет легкое щекотание губ.
  11. Упражнение 9. (стоя с правильной осанкой). Резко опустить челюсть вниз. 5 повторений. + добавить звук "мама". 5 повторений. + добавить звук "мамадай". 5 повторений.

 

  1. Скороговорка

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно,

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать,

Так правильно и внятно чтоб было всем понятно.

  • Работу над скороговоркой начинаем очень медленно и с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех-же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.)
  • Попробуем произнести скороговоркуговорить в движении шагом, далее его убыстряя;
  • Попробуем произнести скороговорку,прыгая на воображаемой скакалке;
  • Пробуем произнести посредством перчаточной куклы, не забывая правильно использовать руку, чтобы оживить куклу. Далее пробуем тоже уже за ширмой (можно заменить, например, спинкой стула).

 

  1. Игра «Доскажи словечко»

Ведущий бросает мяч игроку и говорит существительное. Ребенок ловит мяч и произносит глагол (придумывает продолжение: что делает сказанное существительное). Например: Велосипед - едет, собака - спит…

 

  1.   Упражнения на отработку правил кукловождения:

Для работы используется перчаточные куклы и ширма (вместо ширмы можно использовать спинку стула). Задача артиста: отработать движение рук, положение тела артиста  с работой за ширмой. Можно заранее придумать маленький диалог (например, между друзьями, соседями, одноклассниками и т.д.). Для более продуктивной работы продумать какие характеры героев будут (желательно отработать разное настроение). Сначала отрабатываем без ширмы. Затем пробуем работать с ширмой, не забывая основные правила кукловождения.

 

  1. Репетиция 1-ого и 2-ого действия 

Сотрудники